Эксперты рассказали о законодательной новации в сфере ЖКХ

Финансы

Эффективность перерасчета коммунальных услуг зависит от скорости и простоты получения обратной связи, считает генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.

Россия продолжает реформировать жилищное законодательство

Появились новации в ЖК РФ

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). Они снизят плату за жилищно-коммунальные услуги при их некачественном оказании.

Перерасчет должны будут осуществить управляющая компания или ресурсосберегающая организация, если у жильцов с последней заключены прямые договоры на оказание услуг.

Ранее это условие было прописано только в Правилах предоставления коммунальных услуг, а в ЖК РФ присутствовало положение об изменении платы за услугу, если она была оказана потребителю с перерывами.

«Правило пользования коммунальными услугами, которые вышли в 2004 году, предполагали претензионную работу вместе с перерасчетом, но это означает более сложную схему, чем в новации, инициированной Путиным. Все зависит от скорости и простоты получения обратной связи. Именно это делает взаимодействие с поставщиком коммунального ресурса более понятным и простым для потребителя», — констатирует Листовский.

Тема ЖКХ является важной для всех россиян

Простому собственнику придется сложно

Директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХиГС Сергей Белолипецкий в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в этой теме главным является практическое применение.

«Надо этот вопрос обдумать, но есть подозрения, которые лежат на поверхностности. «Некачественно оказанные услуги». Вот что это означает? Сегодня существует механизм: трое независимых людей могут собраться и составить акт, что горячая вода не является достаточно горячей. Если ранее этого акта хватало, чтобы написать жалобу и оспорить что-то в суде, то теперь все зависит от нового порядка, прописанного в законе», — заключает Белолипецкий.

Многое в данной процедуре упирается в то, кто будет осуществлять перерасчет.

Читать  Названо условие для увеличения популярности депозитов в России

«Обозначены управляющая и ресурсосберегающая организации. Мой двадцатилетний опыт показывает, что для того, чтобы добиться перерасчета от ресурсосберегающей организации, надо приложить большой труд. Собственник, не обладающий правовыми знаниями и опытом работы, добиться этого не сможет», — резюмирует Белолипецкий.

Ситуацию можно сравнить с любителем, который едет играть с «Реалом Мадрид» на «Сантьяго Бернабеу» или против «Барселоны» с Лионелем Мессии в составе на ее домашний стадион «Камп Ноу».

Лионель Месси является лучшим игроком десятилетия

«Какой будет счет? Ясное дело, что разгромный. В одиночку и против команды, которая прекрасно знает, как она действует. Тут должен быть институт, который бы профессионально отстаивал интересы рядового собственника. Я его называю институтом заказчика», — констатирует Белолипецкий.

Нужно создать институт заказчика

На профессиональный и экспертный взгляд классическая схема оказания услуги является треугольником.

«Это исполнитель услуги, потребитель услуги и заказчик услуги. Можно привести пример семьи, которая едет в такси. В этой услуге заказчиком, как правило, является папа, который говорит маршрут – где заехать в магазин и где свернуть, и в конце расплачивается, но попробуйте сделать так в автобусе», — заключает Белолипецкий.

В ситуации с автобусом нет такого заказчика, как в случае с такси. Тут прописаны заранее определенные условия услуги, которые по умолчанию исполняются во время следования по рейсовому маршруту.

«Попробуйте в автобусе вернуть часть денег, если вам показалось, что водитель оказал некачественную услугу. Это может быть грубое сравнение, но чем сложнее услуга, тем сложнее отстоять права», — резюмирует Белолипецкий.

Реализовать законные права в сфере ЖКХ непросто

Жилищно-коммунальные услуги являются сложными и комплексными, завязанными друг на друге.

«Отстоять права, будучи непрофессионалом, очень сложно. Нужен институт заказчика, чтобы треугольник оказания услуги стал устойчивым. Закон дает только одну такую возможность собственникам, когда они создают товарищество с председателем или управляющим, являющимися профессионалами», — констатирует Белолипецкий.

Читать  Финансовые компании в Великобритании переводят свои активы в Европу

В таком случае профессионал играет на одном уровне и на одной площадке с ресурсосберегающей и эксплуатирующей компаниями и может предъявлять им претензии, хотя и это сделать непросто.

«Ко мне поступают претензии от собственников по электроэнергии: то свет моргнет, то еще что-то, но по закону именно товарищество является исполнителем данной коммунальной услуги. В итоге собственники могут предъявлять претензии только самим себе, потому что товарищество – это их объединение», — заключает Белолипецкий.

Так устроен закон: собственники сами себе оказывают услуги и сами себе предъявляют претензии. Также с компенсацией – по существующей правовой схеме собственники сами себе будут выплачивать компенсации.

Отстаивание прав в сфере ЖКХ требует огромных усилий

«К ресурсникам, тем более, когда они являются монополистами, сложно предъявить претензии. Тут надо до ЕСПЧ дойти – именно это я пытаюсь сделать по поводу мусора. Услуги оказываются плохо и не в том объеме, который оплачен, но суд считает, что все хорошо. И предъявить претензии мы не можем», — резюмирует Белолипецкий.

Эффективность закона зависит от правоприменения. Данное изменение в ЖК РФ правильно, но вопрос в том, какая будет практика, учитывая ситуацию, которая давно устоялась в российском ЖКХ.

Источник: https://rueconomics.ru/475241-eksperty-rasskazali-o-zakonodatelnoi-novacii-v-sfere-zhkkh

Оцените статью
Добавить комментарий