Литовцы заплатят пенсиями за европейские дотации

Финансы

Рекомендации Брюсселя по пенсионному возрасту основаны на положении Литвы в экономике ЕС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.

От Литвы требуют повышения пенсионного возраста

ЕС требует от Литвы поднять пенсионный возраст

Еврокомиссия рекомендовала Литве до 2040 года поднять пенсионный возраст до 72 лет.

На сегодня литовский пенсионный возраст равняется 64 годам для мужчин и 63 годам для женщин, при средней продолжительности жизни мужчин в 71,5 года, а женщин – в 81 год, т. е. литовские мужчины не доживают до рекомендованного ЕС лимита.

Уровень безработицы в Литве составляет 15% при нехватке рабочих рук в промышленности и строительстве, куда точно не пойдут мужчины и женщины в возрасте от 65 до 72 лет. В современной литовской экономике, если решение по повышению пенсионного возраста будет принято, целые слои населения автоматически останутся без гарантированных средств к существованию.

Литовская экономика благодаря интеграции в ЕС лишилась промышленности, ее реальный сектор в основном связан со сферой услуг, которая испытала огромные трудности из-за «коронакризиса», поэтому там просто некуда деть дополнительные рабочие руки.

Литовская экономика находится в кризисе

Максимальным возрастом по выходу на пенсию в Европе обладают Финляндия и Нидерланды – там лимит установлен в 68 лет как для мужчин, так и для женщин. Отметка в 67 лет обозначена в ФРГ, Дании, Исландии, Норвегии и Польше.

За исключением Польши – крупнейшего государства Восточной Европы, и Исландии, являющейся специфическим северным обществом, это все передовые западные страны, обладающие экономикой, подготовленной для использования возрастных рабочих.

В таких странах, как Литва, перспектив нет не только у молодых и пожилых людей, но и у специалистов. Лучшие прибалтийские кадры давно уехали трудиться в ведущие европейские экономики, где им предлагают в разы лучшие условия, чем на родине.

Что касается логики европейских властей, то она прозрачна: Брюссель требует циничной монетарной политики от всех европейских стран, которые получают помощь из фондов развития. Целью ЕС является снижение бюджетного бремени.

Читать  Кабмин России утвердил проект федерального бюджета до 2023 года

Евросоюз проводит циничную политику

Литва стала штатным получателем европейской помощи

«В ЕС происходит кризис классической экономической модели, предполагающей выравнивание стран — членов. Она развивалась и пропагандировалась десятилетиями, еще со времен Европейского экономического сообщества», — констатирует Межевич.

Такая политика называется Cohesion Policy и направлена на повышение благосостояния регионов ЕС, на сокращение межрегионального экономического разрыва. На это используется треть европейского бюджета, а цель заключается в повышении конкурентоспособности регионов с помощью экономического роста, занятости, поддержки различных программ развития.

История европейской региональной политики началась в 1957 году после подписания Римского договора, где прописали задачу гармоничного экономического развития, но расширение ЕС в 1990-х и 2000-х годах негативно повлияло на этот процесс.

В ЕС давно говорят о «Европе разных скоростей», которая замораживает разницу в уровне благосостояния разных членов ЕС. Пока это не является официальным курсом, но такие деятели, как президент Франции Эммануэль Макрон, говорят о ней определенно.

«Ранее развитие ЕС шло по принципу «слабым помогаем, а от сильных чуть-чуть забираем», и все бы было ничего, если бы не одновременное сочетание трудностей: пандемии и мирового кризиса, которые наложились на проблемы, связанные с расширением ЕС в 2004 году. Именно тогда в состав объединения были включены прибалтийские страны», — резюмирует Межевич.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич

Вместе с прибалтами европейское членство получили Венгрия, Кипр, Польша, Мальта, Словакия, Словения и Чехия. В 2007 году в ЕС вошли, пусть и с некоторыми ограничениями, Болгария и Румыния, а в 2013 году процесс остановился на Хорватии.

«Когда в 1995 году в состав ЕС были включены Финляндия, Австрия и Швеция – это было чудно. Речь шла не о нахлебниках, а о кормильцах, пусть и не очень больших, а вот Литва, Латвия, Румыния и Болгария – это значительный рост нагрузки», — заключает Межевич.

Большой Европе, и прежде всего – ФРГ, как отмечает Межевич, все меньше нравится помогать данным странам. С интеграции прибалтов прошло достаточно много времени, а экономическими успехами эти государства похвастаться не могут.

«Отсюда и начинаются данные предложения по повышению пенсионного возраста», — констатирует Межевич.

Читать  Стало известно, сколько российских семей получили детские выплаты в 2020 году

По европейскому бюджетному плану на 2021-2027 годы Литва должна уплатить в европейский бюджет 4 млрд евро, а получить из различных фондов ЕС – 14,6 млрд евро. В результате литовский бюджет получит на 10,6 млрд евро помощи больше, чем в 2014-2020 годах.

Литва за семь лет получит 10,6 млрд евро прямых дотаций

Литва является самой дотационной страной ЕС, если вынести за скобки Люксембург, куда финансирование идет на содержание европейских институций, причем ситуация не только не улучшается, но и ухудшается.

«Литва никогда не догонит Испанию, но и до уровня Албании также не опустится. Все это исключение, поэтому дальнейшее развитие Литвы надо охарактеризовать русским выражением ни шатко ни валко», — резюмирует Межевич.

Источник: https://rueconomics.ru/513269-litovcy-zaplatyat-pensiyami-za-evropeiskie-dotacii

Оцените статью
Добавить комментарий