Реструктуризация долгов и выход на финансовое оздоровление бизнеса

Финансы

Несмотря на влияние пандемии и ограничительные меры, за 2020 год банки выдали субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) кредитов на общую сумму 7,6 трлн рублей, что всего на 2% ниже показателей 2019 года. Сдержать сегмент от существенного падения помогла, прежде всего, масштабная государственная программа льготного кредитования 1764. Сейчас ее условия будут подстраивать под постковидные реалии.

Реструктуризация долгов и выход на финансовое оздоровление бизнеса

МСП и банки реагируют на это скептически, утверждая, что изменения замедлят темпы выдачи займов. Впрочем, поправки позволят отсечь компании, которые, мимикрируя под малые предприятия, «отвлекают» средства финансовой поддержки потенциальных получателей — молодых и менее устойчивых бизнес-структур. Поэтому ограничение субсидирования выглядят вполне оправданными.

Ставка на снижение

Реструктуризацию задолженностей в эпоху пандемии стоит считать не столько способом оздоровления бизнеса, сколько сохранения жизнеспособности субъектов предпринимательства. Механизм можно сравнить с подключением больного с высокой степенью поражения легких к аппарату ИВЛ. Не являясь по сути лекарством, он тем не менее позволяет пациенту избежать удушья и дождаться положительного результата медикаментозной терапии. Именно такой шанс на полное или частичное «выздоровление» в условиях уже постковидной экономики получило большинство компаний.

Избежать масштабной деформации экономики и лавинообразной безработицы помогли в первую очередь различные госпрограммы льготного кредитования, в частности так называемая «Программа 1764», реализуемая в 2019-2024 годах. Она предполагает кредитование по ставке не выше 8,5% годовых на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств или рефинансирование ранее выданных займов.

Безусловно, те предприниматели, чей бизнес «твердо стоял на ногах», не спешили воспользоваться новыми возможностями, понимая, что кредит не субсидия, отдавать все равно придется. А в условиях глобальной неопределенности стоит гораздо более ответственно подходить к дополнительным финансовым обязательствам. Данный принцип, к слову, можно считать существенным подводным камнем реструктуризации. Вы можете потерять свое дело или значительную его часть, нарастив текущую задолженность либо излишне оптимистично оценив перспективы выхода компании из кризиса.

Читать  Финансовая политика Путина снизила до нуля риск дефолтов

Реструктуризация долгов и выход на финансовое оздоровление бизнеса

Кроме того, длительный период мягкой денежно-кредитной политики в РФ привел к исчерпанию потенциала монетарного стимулирования экономического роста. Денежная масса начала расти большими темпами, чем товарная, что запустило увеличение инфляционных ожиданий и реальные инфляционные процессы. Поэтому сейчас происходит ужесточение условий льготного кредитования, которое будет способствовать относительному снижению денежного оборота и поможет сбить во второй половине этого года инфляционную волну в экономике.

Деньги, в том числе и кредитные, станут дороже для всех агентов, масштабы и горизонты возможных льготных заимствований сократятся. При этом круг получателей кредитов существенно не меняется. Так, согласно проекту корректировки условий выдачи средств, планируется, в частности, уменьшить до 500 и 200 миллионов рублей максимальный объем кредитов, доступных для малого и микробизнесов соответственно. Для среднего бизнеса эта планка по-прежнему составит 2 миллиарда рублей. А вот максимальный период кредитования сократится вдвое: с десяти до пяти лет.

Концептуально это решение можно расценивать как экономически оправданное. Сложно представить действительно малый бизнес, который, называясь таковым, претендует на кредит в 2 миллиарда. Ведь, по сути, он уже является средним. Мимикрируя, такие компании «отвлекают» средства финансовой поддержки от тех потенциальных получателей, на которых в первую очередь была направлена «Программа 1764».

Среди тех, кто первым почувствует корректировку условий поддержки, безусловно, будут некоторые строительные фирмы и риелторы – соответствуя формальным критериям, они получали серьезную помощь. Теперь субсидирование банков на выдачу им дешевых денег предлагается снизить втрое. Основой же фокус-группой государственного проекта должны будут стать молодые, менее устойчивые бизнес-структуры, принципиально не способные выжить и вырасти без льготного подспорья, но необходимые, в том числе, для развития конкурентной среды.

В целом пандемия нанесла ощутимый удар по всем субъектам МСП. Реализованные меры поддержки со стороны государства позволили многим представителям мелкого и среднего бизнеса выжить и дождить до периода существенного ослабления коронавирусных ограничений. При всей существующей критике в адрес предложенных со стороны государства механизмов помощи, можно однозначно утверждать, что без нее масштаб экономических и социальных потерь был бы значительно выше.

Читать  Налоговый маневр обсудят на уровне Союзного государства

Почему не растут доходы

Подводя итог, хотелось бы остановиться на еще одной реальной проблеме субъектов МСП. Речь идет прежде всего о длительном отсутствии у значительной части их клиентов роста реальных располагаемых доходов. Сложно развивать отраслевое предложение, вкладывать инвестиционные ресурсы в производство товаров и услуг, спрос на которые ограничен такими внешними объективными причинами, как снижение платежеспособного спроса со стороны потребителей.

У ваших покупателей должны быть деньги для регулярного приобретения продуктов. Работая на склад и устраивая вынужденные распродажи, вы в качестве предпринимателя долго не продержитесь. С этой же трудностью сталкивается и крупный бизнес, но он ее частично решает за счет экспорта продукции на внешние рынки. Для МСП такой подход заведомо гораздо сложнее или даже вообще невозможен.

Реструктуризация долгов и выход на финансовое оздоровление бизнеса

Кроме того, рост объемов кредитования населения приводит к тому, что граждане взявшие, к примеру, ипотеку или автокредит, на постоянной основе тратят значительную часть текущего дохода (часто от 30% до 70%) на обслуживание денежных обязательств.

Фактически платежеспособный спрос в потребительском сегменте оказывается заранее «выкуплен» на несколько лет вперед, то есть на весь период обслуживания кредита на товары субъектов крупных производств. Это можно рассматривать как существенные текущие и перспективные неявные потери потенциальной выручки МСП, тормозящие их развитее.

Безусловно, можно при этом и дальше стимулировать внутреннее потребление за счет кредитных ресурсов, но это лишь усугубляет проблему, потому что требует постоянного наращивания расходов с помощью инструментов монетарного побуждения и подталкивает рост инфляции.

Дмитрий Десятниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС

Источник: https://rueconomics.ru/519396-restrukturizaciya-dolgov-i-vykhod-na-finansovoe-ozdorovlenie-biznesa

Оцените статью
Добавить комментарий