Суборбитальная капсула Безоса станет новым развлечением богачей США

Финансы

Коммерческий космос постепенно расширяет свои возможности в США, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

New Shepard является многоразовым суборбитальным космическим кораблем

Blue Origin открывает рынок суборбитальных полетов

Аэрокосмическая компания Blue Origin, принадлежащая миллиардеру Джеффу Безосу (основатель интернет-гиганта Amazon), открывает продажу билетов на многоразовый космический корабль для суборбитальных полетов New Shepard.

New Shepard является пилотируемой капсулой, запускаемой с помощью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. Аппарат создавался специально под коммерческие запуски, поэтому перед нами новый тип услуг.

Компания Безоса начала работы над проектом в 2006 году и за 15 лет довела его до готовности. Капсула предназначена для шести человек, а ракета-носитель поднимает ее до высоты в 40 км, после чего она инерционно летит на высоту в более чем 100 км.

Если взять нормы международного права, то разговор идет о полете в космос. Пространство на высоте в 100 км считается международным и юридически равно космосу, но это не орбитальный полет – до сих пор идут споры по полету Алана Шепарда 5 мая 1961 года.

В отличие от Юрия Гагарина Шепард не совершил орбитального полета, но корабль с ним достиг высоты в 186,5 км. Из-за этого международная авиационная федерация признала Шепарда вторым человеком в космосе после Гагарина.

Миллиардер Джефф Безос

«Если говорить об американских стартапах на рынке коммерческого космоса – суборбитальной капсуле Безоса и самолете SpaceShipTwo, то эти проекты рассчитаны на окупаемость, и у них существует шанс», — констатирует Моисеев.

США – страна богатая, там есть клиентская база для полетов стоимостью в миллионы долларов, тем более компании рассчитывают снизить себестоимость запусков, а вместе с ней и цены на услуги, чтобы увеличить спрос и прибыли.

«Только для космических проектов Безоса проект New Shepard является одной из многих составляющих. Деньги, которые Blue Origin, потратил на эту капсулу для перевозки туристов, также вложены в разработку более сложной космической техники. Это аппарат New Glenn, где используются первая ступень с ракеты-носителя New Shepard», — заключает Моисеев.

Читать  Экономист объяснил, кто и как наживается на курсе рубля за счет россиян

New Glenn – это уже мощная ракета, с помощью которой можно совершать орбитальные полеты в космос. Планируются как двухступенчатый, так и трехступенчатый варианты New Glenn, а первый запуск проекта назначен на четвертый квартал 2022 года.

«Данная ракета будет конкурировать с западными аппаратами тяжелого класса – французской ракетой-носителем «Ариан-5», американскими – Falcon 9 компании Space X и новой разработкой Vulcan. Безос убивает двух зайцев – и туристов повозит, и получает новую космическую технику, которая в перспективе даст контракты и финансирование», — резюмирует Моисеев.

Проект New Shepard является ступенью для более сложных начинаний

В США присутствует особая система частного космоса

Космос остается сверхдорогим космическим направлением, которое невозможно развивать со ставкой на частного потребителя. Здесь необходим государственный инвестор, заинтересованный в конкретном результате, а не в чистой прибыли с запусков.

«Что касается РФ, то у нас финансирование космоса на 100% бюджетное. Государство выделяет деньги не только на разработку техники, ее запуск и эксплуатацию, но и покрывает ошибки и аварии», — констатирует Моисеев.

У нас нет и не планируется модель космического финансирования, к которой постепенно пришли в США.

«В США государство теперь покупает конечный продукт. Если что-то не получилось или возникли трудности – авария или срыв проектов, то платит не государство, а частные фирмы, которые реализуют конкретные начинания», — заключает Моисеев.

По этой схеме теперь работают ветераны вроде Boeing и новички в лице SpaceX Илона Маска и Blue Origin.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев

«Большая часть финансирования перекладывается на коммерческие фирмы, но роль государства в космических проектах США остается высокой. Государство остается заказчиком проектов, разрабатываемых частными фирмами на свой страх и риск, и финансирует разработки в расчете на то, что космические проекты становятся более экономически эффективными», — резюмирует Моисеев.

Государство вкладывает деньги в проекты, а затем, когда они начинают приносить деньги, передает их частникам.

«Данная практика существует с шестидесятых годов, когда США передали частному бизнесу разработанные государством спутники связи. Впервые это произошло с Intelsat, да и затем данный принцип работы всегда себя оправдывал», — констатирует Моисеев.

Читать  В Банке России анонсировали решение по ключевой ставке

NASA – государственное космическое агентство США, не имеет права получать прибыль за свою деятельность. Это обстоятельство привело к тому, что на рынок американских космических запусков вышло так много коммерческих компаний.

США могут передать частникам околоземные полеты

«Если США хотят получать от космоса прибыль, то передают направление в частные руки. Подход постепенно переходит на новые области, а следующим шагом станет период после окончания работы МКС», — заключает Моисеев.

Вашингтон планирует передать бизнесу полеты на околоземную орбиту и орбитальные станции. В России такой подход пока невозможен в силу структуры экономики, государственных задач и отсутствия соответствующих частных компаний.

Источник: https://rueconomics.ru/516637-suborbitalnaya-kapsula-bezosa-stanet-novym-razvlecheniem-bogateev-ssha

Оцените статью
Добавить комментарий