Пандемия COVID-19 запустила переход дистанционного формата обучения на новый уровень

Технологии

В период пандемии коронавируса российские студенты перешли на «удаленку». Сейчас все постепенно возвращается в привычное русло, однако некоторые учащиеся выступают за сохранение дистанционного формата обучения.

Пандемия COVID-19 запустила переход дистанционного формата обучения на новый уровень

Надо сказать, что эпидемия COVID-19 никак не отразилась на качестве образования – лекции проводились, правда, не в аудитории, а через Zoom, и вместо физической доски использовалась электронная. В целом нужно отметить, что изменение традиционного очного формата на дистанционный происходило не по инициативе самих учебных заведений. Наиболее ментально и материально затратным этот процесс оказался как раз для вузов и преподавателей: дополнительные вложения в цифровую инфраструктуру, перестраивание формата взаимодействия, рост инвестиций в освоение цифровых компетенций. Однако вопрос о повышении стоимости услуг перед студентами никто не ставил.

Дистанционный – не значит дешевый

Для части студентов онлайн-формат сегодня является более предпочтительным и удобным – на тотальном дистанте настаивают примерно 15% обучающихся. Сочетание традиционного и удаленного форматов остается востребованным среди 40-50%. Сейчас задача вузов – предоставить студентам возможность свободного выбора.

Однако нужно помнить, что любой рыночный продукт с большим числом возможных опций рассматривается потребителем как наиболее полезный, а значит – ему придется заплатить за него высокую цену. Возьмем, например, автомобили. Кроссовер стоит дороже обычного городского авто за счет имеющихся преимуществ – относительной свободы передвижения по бездорожью. Аналогично ситуация обстоит с фермерскими продуктами питания или мебелью на заказ.

Таким образом, переход при желании на «удаленку» напрямую не ведет к снижению стоимости – качество обучения не меняется, но при этом студенту дают возможность осваивать программу в удобном для него графике. Кроме того, сами занятия носят более индивидуальный характер.

Для части студентов онлайн-формат сегодня является более предпочтительным и удобным

В ближайшие два-три года ведущие вузы начнут активно развивать возможности и сервисы дистанционного обучения, нарабатывать качественный контент, заниматься «упаковкой» курсов и маркетингом, делая ставку на персонификацию образовательных траекторий обучающихся. Недешевое мероприятие, требующее значительных инвестиций, которое окупится после полноценного масштабного запуска на рынке обновленных систем дистанционного обучения в рамках нового сегмента сбыта образовательных продуктов – добровольного, а не вынужденного. Все наработки в этой сфере уже тестируются вузами как дополнение к традиционному очному формату или его частичная замена.

Читать  Криптографический модуль защитит биометрию россиян от утечек

Останутся и значительно более бюджетные варианты, ориентированные на дистанционную и преимущественно самостоятельную работу обучающихся. Речь идет о подписке и доступе к части образовательного контента электронной среды вуза. Такой формат будет интересен незначительной части обучающихся, так как потребует высочайшего уровня мотивации к обучению, самоорганизации и готовности самостоятельно разбираться в сложных вопросах, пользуясь только учебной и научной литературой, а также видеоматериалами. Доля личных контактов, консультаций с преподавателем в таких образовательных продуктах будет минимальной, поэтому у вузов появится реальная экономическая возможность существенного снижения цены. В значительной степени данная форма позволит заменить формат заочного обучения.

Удаленка рождает предложение

Нужно помнить, что ценообразование – процесс рыночный. Вузы не являются монополистами, а условия их деятельности достаточно конкурентные.

Дмитрий Десятниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС

Более того, развитие дистанционных образовательных технологий эту конкуренцию будет в дальнейшем только усиливать. Директивное регулирование может быть эффективно только в краткосрочном периоде. Здесь искусственное вмешательство вряд ли уместно.

Соперничество на рынке дистанционных услуг повысит доступность качественного образования для лиц с ограниченными финансовыми возможностями, высокими мотивацией к обучению и уровнем базовой подготовки. У абитуриентов появится возможность учиться в престижных ведущих вузах федерального уровня, существенно экономя на расходах, связанных со сменой локации и оплатой. Что касается жителей крупных городов-миллионников, они узнают о не менее высоком качестве образовательных продуктов региональных вузов.

В целом для ведущих вузов развитие «дистанционки» в долгосрочной перспективе даст положительный экономический эффект. В основе будут лежать возможность автоматизации значительной части рутинных процессов и экономии на издержках, а также расширения масштабов продвижения своих образовательных и исследовательских услуг на национальном и мировом рынках. Что касается студентов, они смогут выбрать наиболее приемлемый ритм личной образовательной траектории.

Читать  Российские ритейлеры принимают предзаказы на iPhone 12 и iPhone 12 Pro

Дмитрий Десятниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС

Источник: https://rueconomics.ru/505498-pandemiya-covid-19-zapustila-perekhod-distancionnogo-formata-obucheniya-na-novyi-uroven

Оцените статью
Добавить комментарий